kazak_ixbt (kazak_ixbt) wrote,
kazak_ixbt
kazak_ixbt

Нужна ли грамотность писателю?



Прозевав интересную дискуссию на «Архивах Кубикуса»:(-- о качестве текстов (книг) современных писателей, на примере Самиздата, хочу немного помахать кулаками после драки. ;)

Спорщики разделились на два лагеря: одни утверждали, что грамотность—непременный атрибут хорошего писателя, показатель его владения своим «профессиональным инструментом»--литературным русским языком. Их оппоненты говорили о важности сюжета, идеи/содержания книги. А орфографию и прочее—пускай редакторы с корректорами правят, им за это деньги плотют.
Впрочем, в конце концов http://www.kubikus.ru/forum/topic.asp?TOPIC_ID=4324&FORUM_ID=40&CAT_ID=10&Topic_Title=%D1%EE%E4%E5%F0%E6%E0%ED%E8%E5+%E8%EB%E8+%F4%EE%F0%EC%E0%3F&Forum_Title=%CE%EF%F0%EE%F1%FB+%E8+%F0%E5%E9%F2%E8%ED%E3%E8&whichpage=1
были высказаны идеи о необходимости наличия в хорошем произведении обоих компонентов ;), но эмпирически, без объективных и логичных обоснований.

Прочитав двенадцать страниц аргументов pro и contra, ваш покорный слуга—сугубый технарь, с ехидством отметил, что «всё уже украдено до нас». Проблема, которая обсуждалась на Кубикусе исключительно в эмоциональном плане, была в первом приближении решена ещё в 1948 году.
Итак, помолясь Шеннону и Котельникову—начнём! 152 байт

Что же представляет собой литературное произведение? Том в солидной обложке, где золотом вытиснено имя, которое с почтением произносят не первую сотню лет, занимающий со своими «братьями» почётное место в книжном шкафу? «Одноразовый» покетбук с боевиком модного автора, который читают лишь один раз, без сожаления даря другим или выбрасывая, чтобы освободить место для новых его книжек? Файлы с Библиотеки Мошкова или Фензина, закачанные в КПК, который так здорово взять с собой в командировку или в отпуск?
НЕТ.

В ВУЗ-ах связи обязательно преподают такую дисциплину: «Теория передачи информации», основы которой были заложены в работе К. Шеннона «Математическая теория связи», определившей на десятилетия подходы к анализу и разработке методов и систем передачи информации.
В её абстрактных терминах книга представляет собой сообщение, закодированное дискретным алфавитом, которое источник информации/сообщения (писатель) передаёт приемнику информации/сообщения (читателям).
NB Классический, шенноновский подход совершенно не учитывает степени полезности и осмысленности информации.;) Для него безвестный графоман с Самиздата и Пушкин—равноценны. Хороший и плохой писатель делают одно и то же. Отличие хорошего писателя в том, что его информация—непротиворечива, полна (в рамках произведения), и самоценна.

Источник сообщения ---> канал связи ---> Получатель сообщения
Передатчик Приёмник

Каналом связи в нашем случае является литературный русский язык. Возможно, в меня будут кидаться тапками за механистичность подхода… так что не буду углубляться в дебри формул.
Среди характеристик канала связи есть одна, очень важная: его зашумлённость. Идеальных каналов связи не существует даже теоретически. И на практике—эффективней получается применять помехоустойчивое кодирование, чем чиститься от помех. Любой современный язык—не только русский, за века и тысячелетия развития превращается в сложную и защищённую систему с высокой избыточностью, посредством которой можно описать и передать любую информацию, которую способен воспринять человеческий мозг. При условии владения им в дОлжной мере… двусмысленность здесь допущена сознательно. ;)
В чём же ущербность безграмотных писателей? Не зная языка—не найдёшь слов, которые «приводят в движение тысячи лет миллионов сердца». Надеясь на редакторов—на выходе можешь получить вместо изысканной духовной пищи лишь стандартный макдональдс. Грамматические ошибки и стилистические корявости—тот самый шум, который мешает воспринимать заложенную в произведение идею, смысл… Напоминаю: речь идёт о художественной литературе, которая в первую очередь, несёт развлекательную функцию, а во вторую—воспитательно-познавательную. Когда «шум» превышает некий порог, проще забросить книжку подальше, чем пытаться выцарапать из-под обломков словесных конструкций какой-либо смысл. Ни изящество сюжета, ни хитроумные повороты интриг не спасут книгу, которую просто невозможно читать.

Тут я высказал своё мнение о дискуссии на "Архивах Кубикуса"

Это моё эгоистичное читательское ИМХО...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments